dselezen (dselezen) wrote,
dselezen
dselezen

Categories:

Истории русских евреев

Продолжение — 3 — про репатриантов, ставших частью израильской культуры.



Предисловие — в ленинградской жизни я постоянно ходила в театр, в филармонию, в Кировский театр на оперу и балет, в Эрмитаж и Русский музей. Еще не помышляя о переезде, как будто собирала культурный багаж на годы вперед. В первые израильские годы не было ни времени, ни денег, чтобы  выбираться на культурные мероприятия в том же темпе. Тем не менее наша семья (а самыми большими театралами были мама и сестра) выбиралась то на спектакль, то на балет, то на симфонический концерт. Еще в 1991, когда мы едва сводили концы с концами, удалось попасть на один из первых спектаклей театра Гешер. А уж когда я в 1993 начала работать, сердобольные сослуживцы снабжали билетами на концерты и спектакли.


А теперь о вкладе репатриантов 90-х в культуру Израиля.


Театр — как известно, в начале 90-х на израильской сцене блистали Михаил Козаков, Ирина Селезнева и другие российские артисты. Мало кто из них остался в Израиле — Козаков вернулся в Россию, Селезнева переехала в Англию. В то же время режиссер Евгений Арье с группой единомышленников создал в Израиле театр Гешер. Напрашивается параллель с историей Габимы — когда после триумфальных гастролей в Америке труппа решила осесть в Палестине. Уже в 1991 вышел гешеровский спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», мы были в числе первых восторженных зрителей. Тогда актеры говорили на русском, но уже через пару лет роли игрались на иврите. Следующий увиденный нами гешеровский спектакль «Идиот» — одно из самых сильных театральных впечатлений. Саша Демидов в роли князя Мышкина и Игорь Миркурбанов — Рогожин играли потрясающе. Подробно об истории театра можно прочесть по ссылке: https://www.gesher-theatre.co.il/ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F


Среди моих друзей много театралов. Теперь, когда можно позволить потратиться на дорогой билет, стараемся попадать на значимые спектакли.


Опера — Основателем первого оперного театра в Израиле был Мордехай Голинкин из Петербурга, который мечтал об опере в Иерусалиме. Проект был реализован на собранные им деньги, но в Тель-Авиве, на сцене кинотеатра «Эден» в 1923 году. В тот исторический день 28 июля давали «Травиату».


В разгар Войны за Независимость в 1948 году в осажденном Иерусалиме осуществилась мечта Мордехая – в столице Эрец Исраэль впервые давали оперную постановку – незабываемый «Севильский цирюльник». Новая Израильская опера возродилась намного раньше открытия нового здания в 1994 году. Все началось с исполнения "Дидоны и Энея" Перселла в 1985 году. Со времени ее возрождения были показаны спектакли, составляющие основу мирового оперного репертуара. Репертуар Новой Израильской оперы складывается, как из самых известных, так и редко исполняемых произведений. От "Травиаты" и "Риголетто" до "Януфы" Яначека, от "Любви к трем апельсинам" Прокофьева и "Евгения Онегина" до "Сна в летнюю ночь" Бриттена. В 90-е годы на сцене израильской оперы выступали тенор Феликс Лифшиц и сопрано Виктория Таранова, приехавшие из Украины, тенор Евгений Шаповалов из Белоруссии, басы Владимир Браун и Денис Седов из России. От себя отмечу, что здание оперы прекрасно — там великолепная акустика.


Балет —  В Израиле классический балет долгое время считался буржуазным предрассудком галута. Вначале молодой воюющей стране было не до танцев, и хотя поколение выходцев из Европы заполняло концертные залы, приходило на концерты классической музыки и оперные спектакли, балет все еще был на положении Золушки. Идея создания собственного национального классического балета Израиле могла прийти в голову только одержимым людям. Такими идеалистами балета оказались Берта Ямпольская и ее муж Гилель Маркман, которые пожертвовали сольной карьерой ради того, чтобы в Израиле появился собственный классический балет. Оба они были успешными и востребованными танцовщиками, которых рады были пригласить и принять лучшие театры Европы и США. Оба учились в Лондонской школе Королевского балета. Берта Ямпольская родилась в Париже в семье эмигрантов из России, но спустя два года семья перебралась в Эрец-Исраэль. Гилель Маркман родился в Хайфе, но и он любит вспоминать о своих “русских” корнях. Они достигли пика своей карьеры в Англии, когда Берте Ямпольской в середине 1960-х годов пришла в голову взбалмошная идея – вернуться в Израиль и создать собственную балетную труппу.


90-е годы: существуют балетные труппы, созданные Ниной Тимофеевой и Валерием Пановым. Самые известные танцовщики репатрианты — Нина Гершман, Александр Уткин, Владимир Дорохин, Александра Левинтон. По словам Александры треть танцовщиков израильского балета и две трети педагогов говорят по-русски.


Утомилась, а ведь еще не охвачены классическая и современная музыка, живопись и скульптура. Продолжение следует )

Tags: истории русских евреев
Subscribe

  • Любимый голос

    Когда же я впервые услышала необыкновенный голос Александра Градского? Кажется, в фильме «Романс о влюбленных». Голос такой живой и мощный как будто…

  • Про рава Шломо Горена

    Шломо Горен в 1925г. репатриировался в Палестину из Российской империи вместе с отцом, одним из основателей Кфар Хасидим. Там Шломо провёл детство…

  • Из интернета

    Накануне новогодних праздников Роза Львовна имела серьезные, дошедшие до глубокой внутренней неприязни, семейно-бытовые разногласия с зятем.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments